Воссоздание каменных киотов в комплексе Храма Христа Спасителя

Икона в пере­воде с гре­че­ского языка — образ. Это изоб­ра­же­ния Иисуса Хри­ста, Бого­ма­тери, свя­тых, при­званы напо­ми­нать о собы­тиях Свя­щен­ного писа­ния. Это сим­вол Гос­пода, таин­ствен­ным обра­зом свя­зан­ный с миром боже­ствен­ным. Отец Павел Фло­рен­ский писал: «Икона имеет целью выве­сти созна­ние моля­ще­гося в мир духов­ный, пока­зать тай­ные и сверхъ­есте­ствен­ные зрелища».
 

В ран­них хри­сти­ан­ских хра­мах иконы рас­по­ла­га­лись на алтар­ной пре­граде, отде­ля­ю­щей основ­ной объем храма от алтаря. Пер­вые алтар­ные пре­грады пред­став­ляли собой опор­но­сто­еч­ную кон­струк­цию, состо­я­щую из колонн, под­дер­жи­ва­ю­щих архи­тек­тур­ную балку. Ниж­няя часть пре­грады закры­ва­лась пара­пет­ными пли­тами, покры­тыми орна­мен­том с хри­сти­ан­скими сим­во­лами. В обра­зо­вав­ше­еся про­стран­ство интер­ко­лумния и поме­ща­лись иконы. Если ряд алтар­ной пре­грады пре­ры­вался стол­пом, под­дер­жи­ва­ю­щим свод, то попа­дав­ший на него интер­ко­лум­ний ком­по­зи­ци­онно выде­лялся бога­тым навер­шием. Такой вид архи­тек­тур­ного обрам­ле­ния иконы доста­точно широко пред­став­лен в сохра­нив­шихся пре­гра­дах бал­кан­ских хра­мах (храм в Дафни XI в., цер­ковь Св. Пан­те­лей­мона в Нарези 1164г. и т.д.). Это был про­то­тип отдель­но­сто­я­щего киота.
 

В даль­ней­шем, при услож­не­нии струк­туры храма, с уве­ли­че­нием числа пре­де­лов, появ­ле­нием необ­хо­ди­мо­сти оформ­лять низы стол­пов, воз­никла необ­хо­ди­мость раз­ме­щать иконы не только в пре­граде–ико­но­стасе, но и в отдельно сто­я­щих киотах.
Ико­но­стас пред­став­ляет собой устрой­ство небес­ного хри­сти­ан­ского мира, сим­фо­нию небес­ных сил, про­слав­ля­ю­щих Все­дер­жи­теля. В то же время икона, посвя­щен­ная свя­тому, нахо­дя­ще­муся в отдельно сто­я­щем киоте, поз­во­ляет моля­ще­муся воз­не­сти свою пер­со­наль­ную молитву о той сто­роне жизни, кото­рой покро­ви­тель­ствует дан­ный свя­той или образ чудо­твор­ной иконы. Киот с чудо­твор­ной ико­ной часто явля­ется серд­цем неболь­ших часо­вен — так свой­ствен­ных тра­ди­ци­он­ному рос­сий­скому пейзажу.
 

На Руси камен­ные киоты были известны с самого ран­него сред­не­ве­ко­вья. Заме­ча­тель­ные их образцы укра­шают храмы Москов­ского Кремля. Для вре­мен, после­до­вав­ших с Пет­ров­ского цар­ство­ва­ния, камен­ные киоты были не харак­терны. И только во вто­рой поло­вине 19-го века, во вре­мена нео­ви­зан­тий­ского стиля, камен­ный киот снова вер­нулся в рус­ские храмы.
 

Луч­шие при­меры таких работ нахо­дятся в Храме Хри­ста Спа­си­теля (Москва), Крон­штад­ском мор­ском соборе, Вла­ди­мир­ском соборе Киева, в цер­кви Лива­дий­ского дворца и т.д. После­до­вав­шие затем 70 лет без­бо­жия пре­рвали эту традицию.

 
Но в 1995году про­изо­шло клю­че­вое собы­тие в воз­вра­ще­нии камен­ного киота в рус­ский храм. Ново­по­стро­ен­ное про­стран­ство Храма Спаса Пре­об­ра­же­ния ком­плекса Храма Хри­ста Спа­си­теля (ХХС) в Москве напол­ни­лось камен­ными при­столп­ными кио­тами, спро­ек­ти­ро­ван­ными архи­тек­то­рами по моти­вам луч­ших рос­сий­ских образ­цов 16–17 вв. Они были изго­тов­лены спе­ци­а­ли­стами ООО РПП «Таргет-Цель» из под­мо­сков­ного извест­няка. Парал­лельно ими велись работы по вос­ста­нов­ле­нию исто­ри­че­ских кио­тов из ита­льян­ских мра­мо­ров в про­стран­стве Верх­него храма ком­плекса ХХС. Эти работы своим каче­ством и сти­ли­сти­кой задали высо­кую планку для про­ек­ти­ров­щи­ков и производителей.
 

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Патри­арха Всея Руси Алек­сия II идет про­цесс напол­не­ния Верх­него Храма новыми кио­тами, в допол­не­ние уже суще­ство­вав­шим исто­ри­че­ски. Так в 2005 году в юго-вос­точ­ном крыле Храме постав­лен киот, обрам­ля­ю­щий икону «Ново­му­че­ни­ков Рос­сий­ских», неко­гда пода­рен­ную Храму.
 

В насто­я­щее время в про­цессе изго­тов­ле­ния нахо­дятся киоты, в кото­рых будут рас­по­ла­гаться иконы рос­сий­ских свя­ти­те­лей. Вновь созда­ю­щи­еся киоты про­ек­ти­ру­ются в соот­вет­ствии со сло­жив­шейся сти­ли­сти­кой ХХС из аутен­тич­ных мате­ри­а­лов (кар­рар­ского белого, фран­цуз­ского крас­ного мра­мо­ров, лабра­до­рита и др.).