Cоздание мраморного Поклонного Креста в интерьере Храма Христа Спасителя

И сле­дует покло­няться и почи­тать не только тот один Живо­тво­ря­щий Крест, на кото­ром был рас­пят Хри­стос, но и вся­кому кре­сту, сотво­рен­ному по образу и подо­бию того Живо­тво­ря­щего Кре­ста Хри­стова сле­дует покло­няться, как тому самому, на кото­ром был пригво­жден Хри­стос. Ведь там, где изоб­ра­жа­ется крест, из любого веще­ства, туда при­хо­дит бла­го­дать и освя­ще­ние от пригво­жден­ного на Кре­сте Хри­ста Бога нашего.


 

Пре­по­доб­ный Иосиф Волоцкий

 

Крест Хри­стов при­шел в Рос­сию в месте с хри­сти­ан­ством в X веке. Кре­ще­ние Руси озна­ме­но­ва­лось тем, что по при­казу Св. Рав­но­апо­столь­ного кн. Вла­ди­мира с Киев­ских хол­мов были сверг­нуты язы­че­ские исту­каны. С тех самых пор до нынеш­них дней рус­ский пра­во­слав­ный мир осе­нен Крестом.

 

 

Кре­сты ста­ви­лись на пере­крест­ках дорог, на въез­дах в города и деревни, на ули­цах и пло­ща­дях, на моги­лах хри­стиан. Гла­вен­ству­ю­щую роль Крест играет в убран­стве рус­ского пра­во­слав­ного Храма. Осо­бое зна­че­ние при­об­рели мону­мен­таль­ные Кре­сты, уста­нав­ли­ва­е­мые в инте­рье­рах и огра­дах Храмов.

 

 

Мону­мен­таль­ные камен­ные Кре­сты, постав­лен­ные на покло­не­ние хри­сти­а­нам появ­ля­ются на Руси с XI в. Лето­писи упо­ми­нают камен­ные Кре­сты, уста­нов­лен­ные Св.Рав­но­апо­столь­ной кн.Оль­гой и ее вну­ком кня­зем Вла­ди­ми­ром. Древ­ней­шие сохра­нив­ши­еся мону­мен­таль­ные камен­ные Кре­сты отно­сятся к XII в. и изго­тов­лены из пес­ча­ника (Стр­жен­ский и Лопо­чиц­кий Кре­сты) и извест­няка (Бого­люб­ский Поклон­ный Крест). Эти Кре­сты — четы­рех­ко­неч­ные, рав­но­сто­рон­ние, с про­ца­ра­пан­ными на лице­вой поверх­но­сти молитвами.

 

 

С 13в. появ­ля­ются камен­ные Кре­сты, укра­шен­ные рельеф­ными изоб­ра­же­ни­ями. К такому типу отно­сятся Свя­то­слав Крест, уста­нов­лен­ный при закладке Геор­ги­ев­ского собора в г. Юрьев-Поль­ском. Рельеф, пред­став­ля­ю­щий собой Рас­пя­тие с груп­пой Пред­сто­я­щих явля­ется под­лин­ным шедев­ром древ­не­рус­ского искус­ства. Камен­ные рельеф­ные Кре­сты XIV–XV вв. укра­ша­ются ком­по­зи­ци­ями, несу­щими слож­ный фило­соф­ский и рели­ги­оз­ный смысл. Воис­тину эти ком­по­зи­ции — модель хри­сти­ан­ского кос­моса. К таким образ­цам отно­сятся Алек­се­ев­ский Крест из Софий­ского Нов­го­род­ского собора (1380г.) и Крест Дья­кона Сте­фана Боро­да­того из Ростов­ского Кремля (1459г.).

 

 

Яркое зву­ча­ние образ камен­ного мону­мен­таль­ного Кре­ста полу­чил на рубеже 19–20 вв. в резуль­тате нового осмыс­ле­ния иде­а­лов пра­во­сла­вия такими авто­рами, как Щусев, Поле­нов и т.д. Появи­лись пре­крас­ные образцы камен­ных Кре­стов на цер­ков­ных фаса­дах (цер­ковь Покрова Марфо-Мари­ин­ской оби­тели, цер­ковь Спаса Неру­ко­твор­ного в Абрам­цеве, часовня-Усы­паль­ница Про­хо­ро­вых в Ново­де­ви­чьем монастыре).

 

 

Отсчет эпохи воз­ро­жде­ния Русого пра­во­сла­вия начался с празд­но­ва­ния 1000-летия Хри­сти­ан­ства на Руси. Это время потре­бо­вало осо­бого зву­ча­ния темы Поклон­ного камен­ного Кре­ста. После семи­де­сяти лет гено­цида пра­во­слав­ной куль­туры, глум­ле­ния над свя­ты­нями и тра­ди­ци­ями рус­ского народа, необ­хо­димы были мате­ри­аль­ные вопло­ще­ния идеи пока­я­ния, искуп­ле­ния перед памя­тью Ново­му­чен­ни­ков, Страс­то­терп­цев и про­стых людей, сги­нув­ших в годы безбожия.

 

 

Среди про­из­ве­де­ний искус­ства этого ряда инте­ре­сен мра­мор­ный Поклон­ный Крест, уста­нов­лен­ный в инте­рьере Храма Хри­ста Спа­си­теля в Москве осе­нью 2004г. Мону­мен­таль­ный вось­ми­ко­неч­ный Крест, уста­нов­лен­ный на пье­де­стале — Гол­гофе, дости­гает высоты 3,5м и явля­ется уни­каль­ным в ряду Поклон­ных камен­ных Кре­стов. Тор­же­ствен­ная ком­по­зи­ция Кре­ста обу­сло­вила выбор мате­ри­ала. Он изго­тов­лен из мас­сива «Кар­рара Бьянка» и серо-голу­бого мра­мора «Бар­ди­льо-Импе­ри­але». Ветви же Кре­ста укра­шены инкру­ста­цией из крас­ного «Россо Али­канте» и жел­того «Крема Вален­сия». Такое цве­то­вое реше­ние созвучно суще­сту­ю­щей деко­ра­тив­ной мра­мор­ной обли­цовке стен Храма. Бла­го­даря этому Крест не выгля­дит чуже­род­ным эле­мен­том, а явля­ется про­дол­же­нием сло­жив­ше­гося ансамбля интерьера.

 

 

Но глав­ной интри­гой ком­по­зи­ции Кре­ста явля­ется соеди­не­ние в образе Рас­пя­тия живо­писи и скульп­туры. Пригво­жден­ная к Кре­сту фигура Спа­си­теля напи­сана мас­лом на хол­сте, при­кле­ен­ном к дере­вян­ной основе и вре­зан­ном в мас­сив мра­мора. Ада­мова голова на Гол­гофе, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая идею искуп­ле­ния пер­во­род­ного греха выпол­нена в низ­ком рельефе из мра­мора «Кремо Мар­фил» теп­лого оттенка. Такое вза­и­мо­дей­ствие изоб­ра­зи­тель­ных средств, рабо­та­ю­щих в кон­тра­сте с мону­мен­таль­но­стью одно­род­ного мра­мор­ного мас­сива создает эмо­цио­наль­ную ком­по­зи­цию Распятия.

 

 

Этот взвол­но­ван­ный и, одно­вре­менно, тор­же­ствен­ный рас­сказ о том, как Спа­си­тель сошел с неба на землю, был гоним, осу­жден и рас­пят, сво­ими стра­да­ни­ями иску­пив грехи чело­ве­че­ства, не может остав­лять при­хо­жан рав­но­душ­ными, рождая в их серд­цах молитву, застав­ляя их еще и еще раз про­из­не­сти «Боже, мило­стив буде мне грешному!»